Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
×
 

ЗАЛ ПЕРИОДА ГУБЕРНАТОРСТВА КАРАФУТО


Карафуто (Префектура Карафуто) — южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. С 14 марта 1907 года законодательно оформлена префектура Карафуто с центром в Тоёхара (Южно‐Сахалинск).

Айнское поселение Понто‐Кэси, находившееся на месте нынешнего Невельска, было переименовано японцами в Хонто. Хонто — японская передача айнского ponto «маленькое озеро» (pon «маленький» to «озеро»
Хонто являлся городской волостью в уезде Маока.


Префектура Хонто была самой маленькой по сравнению с другими. Ее территория составляла 1566,6 кв. км. В префектуру входил один уездный центр, два города и более 40 деревень и хуторов. Средняя численность населения префектуры составляла 25 тыс. человек. На конец 1941 г. в самом Хонто насчитывалось 2 086 дворов и 11 208 жителей.
Город Хонто сначала был небольшим рыбацким поселком.


В 1912 в 20 км к северу от Хонто построен первый на Сахалине рыборазводный завод на реке Ассанай (Сокольники). Позже ещё один рыбоводный завод на р. Ясноморка. Оба этих завода занимались разведением осенней кеты.
Рост Хонто начался в 1916 г. с началом строительства морского порта.

В 1915 году губернатор Окада Бундзи запланировал перестроить бухту при минимальных строительных затратах в порт. Строительство порта началось в 1916 году и велось непрерывно в течение 10 лет. Строительный камень вулканического происхождения возили с острова Монерон (Кайбато). Быстрому строительству мешал скалистый грунт, покрытый песком, илом, булыжником, галькой. Сильные ветры до 30 м/c приостанавливали работы. Весной и осенью разнобой в работу вносили приливы и отливы, изменявшие уровень воды до 60 см. Постройка волнолома заняла период с 1920 по 1925 год. При подготовке фундамента под мол использовалась природная скала, выровненная водолазами. Порт Хонто вступил в число действующих в 1927 году. В Хонто был создан первый незамерзающий на Сахалине порт. На морской линии Хонто — Вакканай курсировали суда «Северояпонской пароходной акционерной компании»


11 октября 1920 года было открыто движение поездов между Хонто и Маока (Холмск). В 1937 году западная линия была продлена до станции Куссюнай (Ильинск) в районе перешейка Поясок в самой узкой части острова. Тем самым было организовано грузопассажирское движение поездов по всему юго‐западному побережью Сахалина на расстоянии 170,1 км от Хонто до Куссюная. Также была построена частная железнодорожная линия длиной 16,3 км Хонто — Найхоро (Горнозаводск).


В 1942 году в Хонто было открыто морское императорское военное училище, в городе действовали две школы. Имелось семь гостиниц и две бани. Действовали заводы по производству сакэ, соевой пасты и другие предприятия. В 30-е годы была сооружена и шоссейная дорога, соединившая западное и восточное побережья Сахалина и связавшая Хонто с центром губернаторства.
В августе 1925 года Карафуто посетил принц‐регент Японии Хирохито с супругой. 9 августа военный корабль с высокой особой на борту вошел в порт Оодомари (ныне Корсаков). На следующий день на железнодорожном вокзале его встречали жители Тоёхары. В последующие дни были поездки в научно‐исследовательский центр в Конума (ныне Новоалександровск), на остров Кайбато (Монерон), в города Маока (Холмск) и Хонто (Невельск). Визит продолжался пять дней.


С августа 1945 г., после освобождения юга Сахалина, в истории города началась новая страница. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 г. городу было дано новое название в честь великого русского мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского.