Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
×
 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Каска военного образца 1940 года была передана музею Земляковым В.Я. в 2007 году.

Является предметом основного фонда (ОФ) «Невельского историко-краеведческого музея» фондовой коллекции «Технико-военные предметы» (ТВП).

Одним из важных элементов солдатской защиты в годы войны были каски. Самым популярным «головным убором» красноармейцев был стальной шлем образца 1940 года - СШ-40, или Лысьвенская каска.

Первым массовым стальным шлемом в Красной армии была каска модели СШ-36. Однако почти сразу после того, как она была принята на вооружение, вскрылась масса недостатков, к примеру, хрупкая сталь и слабая пуле-стойкость в гибких местах. К 1939 году каска была модернизирована, недостатки предыдущей модели - устранены. Новые каски получили название СШ-39 и широко использовались в ходе советско-финской войны. Но тут-то и обнаружился их главный недочёт: оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором зимой было невозможно, а подшлемник не спасал солдат от обморожения при низких температурах. Встал вопрос об усовершенствовании подтулейного устройства шлема. Так на свет появилась каска СШ-40.

Перед началом Великой Отечественной войны эти каски были испытаны на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущим специалистом по броневым шлемам был подполковник Василий Орлов. В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» в Сталинграде и Лысьвенским металлургическим заводом, заем в связи с боями в Сталинграде только последним.

Примечательно, что во время войны эти шлемы можно было встретить не только на советских, но и на немецких солдатах. Фашисты старались при первой же возможности заполучить трофейный шлем, а от своего поскорее избавлялись. Объяснялось это очень просто. В самом начале Второй мировой войны солдаты вермахта носили каски Stahlhelm M35 и M40, которые ничем не уступали защитным средствам их соперников. Однако в 1942 году им на смену пришла новая модель - M42. Она оказалась крайне неудачной: шлемы изготавливались из более мягкой стали и совершенно не защищали голову ни от пуль, ни от осколков. В итоге нацистам не оставалось ничего другого, кроме как добывать шлемы советских бойцов, чтобы защитить себя. Советские каски СШ-40 не шли ни в какое сравнение с немецким аналогом: они отличались высочайшей прочностью. В таких касках бойцам были не страшны ни осколки, ни пули, выпущенные из пистолета-пулемёта, а иногда даже из винтовки. Пожалуй, единственным минусом шлемов была их большая масса – каждая каска весила 800 г (без подшлемника). Однако советские бойцы и командиры считали, что безопасность важнее удобства, с чем соглашались и их противники.

То, насколько прочными были эти шлемы, ярко иллюстрирует история, рассказанная одним из разработчиков шлема - Михаилом Корюковым. Вот как он вспоминал реакцию Семена Будённого, когда комиссия принимала каски:

«Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивлённый выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семён Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса – пуля такой силы не имеет. Конечно, Будённый был опытный «рубака», и клинок из закалённой златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух - и тут же звякнул шлем. Будённый с удивлением осмотрел место удара: «Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!», и он взялся за наган. Стрелял Семён Михайлович сначала с двадцати метров, затем – с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Будённого. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! - сказал, наконец, маршал, - хорошо поработали».

Карточка предмета в Государственном каталоге Российской Федерации - Каска военная.

 

01 февраля