Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
×
 

Видеолекция «Коренные малочисленные народы Сахалин"

Ежегодно 9 августа на всём земном шаре отмечается международный праздник — день коренных народов мира. Эта знаменательная дата была установлена в 1994 году по инициативе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

В каждой стране празднуют этот день по‐разному, но во всех государствах идея празднования этого дня сводится к тому, чтобы отдать должное коренным народам мира, вспомнить и проявить уважение к богатству культур коренных народов и тому, какой вклад они внесли в развитие народности всего мира.

В этот день по всему миру проводятся различные массовые народные гуляния с песнями и танцами, масштабными бесплатными концертами, благотворительными акциями, угощениями и подарками, праздничными фейерверками и салютами.

В настоящее время на территории Сахалинской области проживает чуть более 4 тысяч представителей коренных народов Сахалинской области: нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев. Эти народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС). На острове зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

До периода появления на Сахалине исследователей и путешественников из Европы, коренное население состояло из четырех племен: айнов (на юге острова), нивхов (обитали преимущественно в северной части), ороков (уильтов) и эвенков (кочевников с оленьими стадами). Глубокое изучение особенностей жизни и быта народов Сахалина проводилось на экспонатах местного краеведческого музея. Здесь собрана целая коллекция этнографических экспонатов, которые являются гордостью музейного собрания. Имеются подлинные предметы, датированные 18–20 столетиями, что свидетельствует о существовании самобытных культурных традиций у аборигенов Курильских островов и Сахалина.

Народ айны

Представители этой нации относятся к древнейшим потомкам населения Японских, Курильских островов и Южного Сахалина. Исторически сложилось, что земли этого племени разделились на владения Японии и владения России на Дальнем Востоке. Связано это с тем, что российские исследователи изучали и осваивали Курилы и Сахалин одновременно с японскими землепроходцами, которые на тихоокеанском побережье вели аналогичные работы (о. Хоккайдо). Ближе к середине 19-го столетия народ айны с Курильских островов и Сахалина попадает под юрисдикцию России, а соплеменники с острова Хоккайдо становятся подданными Страны восходящего солнца.

Особенности культуры

Айны – это народ Сахалина, относящийся к одной из самых загадочных и древнейших наций планеты. Представители народности кардинально отличались от монголоидных соседей физическим обликом, уникальным разговорным языком, многими направлениями духовной и материальной культуры. Мужчины со светлой кожей носили бороду, а женщины имели татуировки вокруг рта и на руках. Нанесение рисунка было весьма болезненным и неприятным. Сначала специальным ножом делали надрез над губой, затем обрабатывали рану отваром полыни. После этого втирали сажу, причем процедура могла длиться не один день. В результате получалось что‐то наподобие мужских усов. В переводе айн – это «благородный человек», принадлежащий народу. Китайцы представителей этой народности называли можень (волосатые люди). Это связано с густой растительностью на теле аборигенов. Воинственное племя в качестве основного оружия использовало мечи с портупеями из растений, утяжеленные боевые дубинки с острыми шипами, а также лук и стрелы. В сахалинском музее хранится уникальный экспонат – военные доспехи, которые сделаны посредством плетения из полос шкуры лахтака. Этот раритет надежно защищал тело воина. Уцелевшие доспехи были найдены в семье старосты на озере Невское (Тарайка) в тридцатых годах прошлого столетия. Дополнительно об адаптации островитян к жизненным условиям свидетельствуют разнообразные рыболовные снасти и орудия для морского и сухопутного промысла.

Быт айнов

Представители этого народа Сахалина в охоте на животных использовали наконечники стрел, смазанные ядом аконита. Посуда была преимущественно из дерева. В быту мужчинами использовался оригинальный предмет икунись. Он служил для приподнимания усов во время пития алкогольных напитков. Это приспособление относится к ритуальным артефактам. Айны верили, что икунись является посредником между духами и людьми. Палочки украшали всевозможными узорами и орнаментами, символизирующими повседневную жизнь племени, включая охоту или праздники.

Обувь и одежда шилась женщинами из шкур сухопутных и морских животных. Накидки из рыбьей кожи украшались при помощи цветных тканевых аппликаций по вороту и обшлагам рукавов. Это делалось не только для красоты, но и для защиты от злых духов. Женская зимняя одежда представляла собой халат из меха нерпы, украшенный мозаикой и узорами из ткани. Мужчины в качестве повседневной одежды носили халаты из луба вяза, а на праздники надевали тканые костюмы из крапивы.

Миграция

О малочисленном народе — айнах — сейчас напоминают только музейные экспонаты. Здесь посетители могут увидеть уникальный ткацкий станок, одежду, сшитую представителями нации много десятилетий назад, и прочие предметы культуры и быта этого племени. Исторически так сложилось, что после 1945 года айны группой из 1200 человек перебрались на Хоккайдо в качестве японских граждан.

Нивхи: народ Сахалина

Культура этого племени ориентирована на добычу рыбы семейства лососевых, морских млекопитающих, а также собирательство растений и корешков, произрастающих в тайге. В быту применялись рыболовецкие орудия (иглы для плетения сетей, грузила, специальные крючки для ловли тайменя). На зверя охотились при помощи деревянных колотушек и копий. Представители народности передвигались по воде на лодках различных модификаций. Самой популярной моделью была долбленка. Для приготовления ритуального блюда под названием мос, использовались черпаки, корыта и ложки из дерева, украшенные фигурной резьбой. В основу блюда входил жир нерпы, который хранили в засушенных желудках сивучей. Нивхи – коренные народы Сахалина, которые изготавливали красивые и уникальные вещи из бересты. Данный материал использовался для производства ведер, коробов, корзин. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом.

Одежда и обувь

Гардероб нивхов отличался от одежды айнов. Халаты, как правило, имели запашную полу (обычно слева). В экспозиции музея на Сахалине можно увидеть оригинальные накидки, сделанные из ткани в начале 20-го столетия. Стандартной промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Женские халаты украшались узорной вышивкой в амурской стилистике. По нижнему подолу пришивались украшения из металла. Зимний головной убор из рысьего меха отделывался маньчжурским шелком, что свидетельствовало о состоятельности и богатстве владелицы шапки. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы. Она отличалась высоким показателем прочности и не промокала. Кроме того, женщины умело обрабатывали рыбью кожу, после чего делали из нее различные элементы одежды и аксессуары.

Интересные факты

Многие предметы, характерные для коренных народов Сахалина, которые находятся в местном музее, собраны Б.О. Пилсудским (этнографом из Польши). За свои политические взгляды, он был сослан на сахалинскую каторгу в 1887 году. В коллекции имеются макеты традиционных жилищ нивхов. Стоит отметить, что наземные зимние жилища возводились в тайге, а летние дома строились на сваях в устьях нерестовых рек. В каждой семье нивхов держали не менее десяти собак. Они служили как средство передвижения, а также использовались для обмена и уплаты штрафа за нарушение религиозного порядка. Одним из мерил богатства хозяина были именно нартовые собаки. Главные духи у племен Сахалина: Хозяин гор, Владыка моря, Повелитель огня.

Ороки

Народ уильта (ороки) представляют тунгусо‐маньчжурскую лингвистическую группу. Основное хозяйственное направление племени – оленеводство. Одомашненные животные являлись основным транспортным средством, используемым под вьюк, седло и нарты. В зимнюю пору кочевые маршруты пролегали по тайге северной части Сахалина, а летом – по побережью Охотского моря и в низинах залива Терпения. Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе. Это не требовало специальной заготовки кормов, просто менялось место поселения по мере съедания подножных растений и культур. От одной самки оленя получали до 0,5 литра молока, которое пили в чистом виде либо делали масло и сметану. Вьючный олень экипировался дополнительно различными сумками, седлом, коробами и прочими элементами. Все они украшались цветными узорами и вышивкой. В сахалинском музее можно увидеть настоящую нарту, служащую для транспортировки грузов при кочевании. Кроме того, в коллекции имеются охотничьи атрибуты (наконечники копий, самострелы, ножи для разделки, самодельные лыжи). Для уильтов зимняя охота являлась одним из основных источников дохода.

Хозяйственная часть

Женщины ороков умело выделывали оленью шкуру, получая заготовки для будущей одежды. Выкройка осуществлялась при помощи специальных ножей на досках. Вещи украшали орнаментальной вышивкой в амурском и растительном стиле. Характерная черта для узоров – тамбурный шов. Зимние предметы гардероба производились из меха оленей. Шубы, рукавицы, шапки украшались мозаикой и меховыми орнаментами. Летом уильты, как и другие малочисленные народы Сахалина, занимались рыболовством, заготавливая про запас рыбу из семейства лососевых. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом в качестве домов выступали каркасные постройки, укрытые корой лиственницы.

Эвенки и нанайцы

Эвенки (тунгусы) относятся к сибирским малочисленным народностям. Они ближайшие родственники маньчжуров, сами себя называют «эвэнкил». Это племя, тесно связанное с уильтами, активно занималось оленеводством. В настоящее время народ проживает преимущественно в Александровске и Охинском округе Сахалина. Нанайцы (от слова «нанай» – «здешний человек» – это малочисленная группа, говорящая на собственном языке. Племя, как и эвенки, относится к ответвлению материковых сородичей. Они также занимаются рыбным промыслом и разведением оленей. После Второй мировой войны переселение нанайского народа на Сахалине с материка на остров носило массовый характер. Сейчас большинство представителей этой народности проживает в Поронайском городском округе.

Религия

Культура народов Сахалина тесно связана с различными религиозными обрядами. В основе представлений о высших силах у народностей острова Сахалина лежали магические, тотемные и анимистические взгляды на окружающий мир, включая животных и растения. Для большинства народностей Сахалина в максимальном почете был культ медведя. В честь этого зверя даже устраивали специальный праздник. Медвежонка растили в специальной клетке до трех лет, кормили только при помощи специальных ритуальных ковшей. Изделия украшали резьбой с элементами пиктографических знаков. Убиение медведя происходило на специальной священной площадке. В представлениях народов острова Сахалин, зверь символизировал горный дух, поэтому большинство амулетов содержали изображение именно этого животного. Обереги обладали огромной магической силой, хранились столетиями в семьях, передаваясь из одного поколения в другое. Амулеты подразделялись на лечебные и промысловые варианты. Изготавливали их шаманы или люди, страдающие серьезными заболеваниями. В атрибутику колдуна входил бубен, пояс с массивными подвесками из металла, специальный головной убор, священная палочка и маска из шкуры медведя. По преданию, эти предметы позволяли шаману общаться с духами, лечить людей и помогать соплеменникам в преодолении жизненных трудностей. Найденные исследователями предметы и остатки поселений свидетельствуют о том, что народы побережья Сахалина хоронили умерших по‐разному. Например, айны погребали покойников в земле. Нивхи практиковали сожжение трупов, устанавливая на месте кремации памятную деревянную постройку. В нее помещали фигурку, отождествляющую душу умершего человека. При этом проводился регулярный обряд кормления идола.

Экономика

Для народов, проживающих на Сахалине, огромную роль играла торговля между Японией и Китаем. В нее активно были вовлечены аборигены Сахалина и Амура. В семнадцатом столетии сформировался торговый путь из северной части Китая по Нижнему Амуру через территории ульчей, нанайцев, нивхов и других коренных народов, включая айнов на Хоккайдо. Предметами обмена становились металлические изделия, украшения, шелка и другие ткани, а также прочие предметы торговли. Среди музейных экспозиций тех времен можно заметить лаковую японскую посуду, шелковые украшения одежды и головных уборов, многие другие предметы этого направления.

Настоящее время

Если учитывать терминологию Организации Объединенных Наций, то коренные народы – это нации, проживающие на определенной территории до момента установления там современных государственных рубежей. В России этот вопрос регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных и малочисленных народностей РФ, которые проживают на территории своих предков». При этом учитывается традиционный образ жизни, виды хозяйственной и промысловой деятельности. К этой категории относят группы людей численностью менее 50 тысяч человек, которые осознают себя самостоятельной организованной общностью. К основным этническим группам Сахалина сейчас относится немногим более четырех тысяч представителей племен нивхов, эвенков, уильтов, нанайцев. На острове зафиксировано 56 родовых поселений и общин, размещенных в местах традиционного проживания, занимающихся характерной хозяйственной и промысловой деятельностью. Стоит отметить, что чистокровных айнов на территории российского Сахалина не осталось. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в регионе проживает три человека этой народности, но и они выросли в браке айнов с представителями других наций.

Составитель: Давлятшина С.Г. Компьютерный набор: Давлятшина С.Г. Вёрстка: Давлятшина С.Г. Печатается по решению методического совета. Тираж: 10 экз. © Муниципальное бюджетное учреждение «Курильская централизованная библиотечная система» муниципального образования «Курильский городской округ»

09 августа